Сравнительный анализ требований к показателям безопасности зерновых культур

Государственная политика в сфере стандартизации реализуется путем использования национальных стандартов (ДСТУ), межгосударственных стандартов, унаследованных от СССР (ГОСТ), стандартов гармонизированных к стандартам ЕС (ДСТУ ЕN) и к международным (ДСТУ ISO).

Таким образом, сложилась сложная, непрозрачная, трехуровневая система по отношению к требованиям к качеству агропромышленной продукции и ее технического урегулирования, что не способствует внедрению новых технологий, в результате чего возникает угроза возможной потери рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, в том числе, в странах ЕС1.

Основной гарантией безопасности продуктов питания и кормов в Украине и странах мирового сообщества является контролирование в продовольственном сырье и готовых продуктах остаточного количества радионуклидов, токсичных веществ, пестицидов, микотоксинов.

В нашей стране допустимые нормы перечисленных выше показателей содержатся в ряде нормативных документов, часть которых была утверждена еще в Советском Союзе, то есть являются устаревшими и не соответствуют современному уровню технического регулирования.

В рамках соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС2, наша страна взяла на себя обязательства гармонизировать законодательство, нормы, правила, стандарты и процедуры по оценке соответствия с мировой и европейской практикой.

Характеристика показателей безопасности зерновых культур.

Безопасность зерновых культур обеспечивают путем выявления максимально допустимых уровней показателей безопасности, которые включают токсические элементы, микотоксины, радионуклиды и пестициды.

К токсичным элементам, содержание которых подлежит контролю в продовольственном сырье, в том числе зерне, относятся тяжелые металлы и мышьяк. Среди тяжелых металлов особенно опасными считаются свинец, ртуть, кадмий, цинк, медь, поскольку характеризируются высокой токсичностью, способностью накапливаться в организме при долговременном попадании с пищевыми продуктами3.

Микотоксины — ядовитые продукты обмена веществ (метаболизма) плесневых грибов, которые образуются на поверхности зерна и кормов. Известно около 160 видов, которые имеют такую способность. Они поражают преимущественно зерновые культуры, семена масличных, плоды овощных и фруктовых растений и произведенные из них продукты. Одними из наиболее контролируемых микотоксинов в продуктах животноводства являются афлатоксины4.

Радионуклиды — радиоактивные атомы с определенным числом протонов и нейронов в ядре, характеризующиеся массовым числом и атомным номером. Радионуклиды с одинаковым числом протонов одного химического элемента называются его радиоактивными изотопами. Основной путь попадания радиоактивных веществ в организм человека и животных — оральный.

Пестициды — ядохимикаты, которые широко используются как эффективное средство борьбы с вредителями и болезнями растений и средство защиты животных от эктопаразитов. Ядохимикаты также используют для борьбы с грызунами — переносчиками заразных болезней. Нарушение сельскохозяйственных и гигиенических регламентов использования пестицидов приводят к их накоплению в окружающей среде. Пестициды, попавшие в землю и воду, распадаются очень медленно и приносят большой вред здоровью человека.

Сравнение показателей безопасности зерновых культур

Сравнение допустимых уровней токсичных элементов

Нормы токсичных элементов в Украине содержатся в МБТ № 5061-895, в мировом содружестве они закреплены в стандартах комиссии Кодекс Алиментариус, а именно: CODEX STAN 193-1995, Rev.2- 20066, CODEX STAN 248 -20057; CAC/GL 39 — 20018; СODEX STAN 230- 2001, Rev.1, 20039; для стран Евросоюза — в Регламенте Комиссии ЕЕС № 1881/200610.

Результаты сравнения норм токсичных элементов по МБТ № 5061-89, CODEX STAN 193-1995, другим стандартам комиссии Кодекс Алиментариус, и Регламенту Комиссии ЕЕС № 1881/2006 приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Сравнительный анализ допустимых уровней токсичных элементов

Зерновые культуры Название элемента Максимально допустимое содержание элемента, мг/кг
МБТ №5061-89, ДСТУ 3768:200411
ДСТУ 3769:199812
ДСТУ 4525:200613
Стандарты Комиссии Кодекс Алиментариус Регламент ЕЕС 1881/2006
Пшеница, ячмень, кукуруза Свинец 0,5 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
5,0 (для кормовых нужд)
0,2 0,2
Пшеница Кадмий 0,1 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
0,3 (для кормовых нужд)
0,2 0,2
Ячмень,
кукуруза
0,1 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
0,3 (для кормовых нужд)
0,1 0,1
Пшеница, ячмень, кукуруза Мышьяк 0,2 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
0,5(для кормовых нужд)
не регламентировано не регламентировано
Пшеница, ячмень, кукуруза Ртуть 0,03 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
0,1 (для кормовых нужд)
не регламентировано не регламентировано
Пшеница, ячмень, кукуруза Медь 10,0 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
30,0 (для кормовых нужд)
не регламентировано не регламентировано
Пшеница, ячмень, кукуруза Цинк 50,0 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
50,0 (для кормовых нужд)
не регламентировано не регламентировано

Как видно из таблицы 2.1 набор отечественных показателей шире, чем международные и европейские показатели, однако Украина уступает по допустимым нормам некоторых из них. Так, отечественные нормы свинца в зерновых культурах в два с половиной раза превышают европейские.

Поэтому необходимо пересмотреть допустимые уровни свинца в зерновых культурах соответственно международным требованиям.

Отечественные нормы кадмия в пшенице более жесткие, а в ячмене и кукурузе одинаковы по сравнению с европейскими нормами.

Украина проводит анализ зерна на дополнительное количество токсичных элементов (мышьяк, ртуть, медь и цинк), который не проводится ни Европейским Содружеством, ни мировым сообществом.

Нормативные документы ЕС и САС не выделяют допустимые нормы токсических элементов у зерновых для продовольственных и технических нужд, экспортирования и для кормовых нужд так, как это делается в Украине.

Сравнение допустимых уровней микотоксинов

Нами проведено сравнение допустимых уровней микотоксинов (МБТ 5061-89) с европейскими нормами, согласно Регламенту Комиссии ЕЕС № 1881/2006. Данные представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Сравнительный анализ максимально допустимых уровней микотоксинов

Название микотоксина Максимально допустимый
уровень микотоксинов, мг/кг
МБТ 5061-89 Регламент EЕС №1881/2006
Пшеница, ДСТУ 3768:2004
Афлатоксин B1 0,005 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
0,025 – 0,1 (для кормовых нужд)
0,002
Зеараленон 1,0 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
2,0-3,0 (для кормовых нужд)
0,1
Т-2 токсин 0,1 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
0,2 (для кормовых нужд)
0,06
(для суммы токсинов  Т-2 и НТ-2)
Сумма афлатоксинов В1, В2, G1, G2 не регламентировано 0,004
Дезоксиниваленол (вомитоксин)
для твердой пшеницы
для мягкой пшеницы
0,5-1,0 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
1,0-2,0 (для кормовых нужд)
1,750
1,250
Охратоксин А не регламентировано 0,005
Патулин 0,5 (для кормовых нужд) не регламентировано
Ячмень, ДСТУ 3769:1998
Афлатоксин B1 0,005 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
0,025 – 0,1 (для кормовых нужд)
0,002
Зеараленон 1,0 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
2,0-3,0 (для кормовых нужд)
0,1
Т-2 токсин 0,1 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
0,2 (для кормовых нужд)
0,06
(для суммы токсинов Т-2 и НТ-2)
Сумма афлатоксинов В1, В2, G1, G2 не регламентировано 0,004
Дезоксиниваленол (вомитоксин) 1,0 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
1,0-2,0 (для кормовых нужд)
1,250
Охратоксин А не регламентировано 0,005
Патулин 0,5 (для кормовых нужд) не регламентировано
Кукуруза, ДСТУ4525:2006
Афлатоксин B1 0,005 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
0,025 – 0,1 (для кормовых нужд)
0,005
Зеараленон 1,0 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
2,0-3,0 (для кормовых нужд)
0,2
Т-2 токсин 0,1 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
0,2 (для кормовых нужд)
0,06
(для суммы токсинов Т-2 и НТ-2)
Сумма афлатоксинов В1, В2, G1, G2 не регламентировано 0,01
(для сортовой кукурузы и использования ее как ингредиента пищевых продуктов)
Дезоксиниваленол (вомитоксин) 0,5 – 1,0 (для продовольственных и технических нужд, экспортирования)
1,0-2,0 (для кормовых нужд)
1,750
Фузариотоксини (сумма В1, В2) не регламентировано 2,0
Охратоксин А не регламентировано 0,005
Патулин 0,5 (для кормовых нужд) не регламентировано

Как видно из таблицы 2.2, максимально допустимые уровни микотоксинов не отвечают международным ни качественно, ни количественно — 5 показателей в Украине (афлатоксин В1, зеараленон, Т-2 токсин, деоксиниваленол, патулин) против 6 показателей в станах ЕС (афлатоксин В1, зеараленон, Т-2 токсин, деоксиниваленол, сума афлатоксинов В1, В2, G1, G2, охратоксин А).

Украина не регламентирует в зерновых культурах содержание максимально допустимого уровня охратоксина А, а также суммы афлатоксинов В1, В2, G1, G2 и фузариотоксины (сумма В1, В2).

По европейским нормам патулин в зерновых не регламентируется.

Сравнение допустимых уровней радионуклидов

Остаточные количества радионуклидов в Украине установлены в ГН 6.6.1.1-13014, в мировом содружестве — в CODEX STAN 193-1995, Rev.2.-2006, Постановлении ЕС 737/90/EEC15, Регламенте Совета (ЕВРАТОМ) №3954/9716.

Содержание радионуклидов в зерновых культурах не должно превышать уровень, установленный государственными гигиеническими нормативами ГН 6.6.1.1-130: для 90Sr — 20,0 Бк/кг, для 137Cs — 50,0 Бк/кг.

Результаты сравнения допустимых уровней радионуклидов в национальных и международных нормативных документах приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Сравнительный анализ максимально допустимых уровней радионуклидов в зерновых

Название радионуклидов Максимально допустимый уровень, Бк/кг
ГН 6.6.1.1-130 CODEX STAN 193-1995, Rev.2. — 2006 Постановление ЕС 737/90/EEC, Регламент Совета (ЕВРАТОМ) №3954/97
Стронций (90Sr) 50,0 100 не регламентировано
Цезий (137Cs) 20,0 1000 600
Цезий (134-137Cs) не регламентировано 1000 600
Плутоний (238,239,240Pu) Америций (241Am) не регламентировано 1 не регламентировано
Рутений (106Ru)
Йод (129,131I)
Уран (235U)
не регламентировано 100 не регламентировано
Сульфур (35S)
Кобальт (60Co)
Стронций (90Sr)
Рутений (103Ru)
Цезий (134Cs)
Церий (144Ce)
Иридий (192Ir)
не регламентировано 1000 не регламентировано
Гидроген (3H)
Карбон (14C)
Технеций (99Tc)
не регламентировано 10000 не регламентировано

Как видно из таблицы 2.3, перечень радионуклидов в CODEX STAN 193-1995, Rev.2. — 2006, гораздо шире, чем по национальным и европейским нормативным документам, и включает 20 изотопов. Нужно отметить, что для одного элемента (йода, рутения, цезия, плутония, стронция) контролируют сразу несколько изотопов.

В Украине регламентируется содержание цезия137, МДУ которого 20,0 Бк/кг, что значительно отличается от требований законодательства ЕС, где МДУ цезия137 — 600 Бк/кг и комиссии Кодекс Алиментариус — 1000 Бк/кг.

В законодательстве ЕС отсутствует требование контроля содержания стронция90 , в то же время в Украине и стандартах САС стронций90 регламентируется, причем в Украине требования более жесткие.

Сравнение допустимых уровней пестицидов

Остаточное количество пестицидов в Украине регламентируется ДСанПиН 8.8.1.2.3.4.000-2001, в мировом содружестве — согласно CAC/MRL 01, и многократными постановлениями ЕС, в том числе документом Consolidated Text produced by the CONSLEG system of the Official Publications of the European Communities, 2004, дополненным Директивой ЕС 2008/17/EEC«On the fixing of maximum levels for pesticide residues іn and on cereals» о максимальном содержании остатков пестицидов для зерновых.

ДСанПиН 8.8.1.2.3.4.000-2001 устанавливает остаточное количество пестицидов в зерновых культурах. Всего в перечень внесено 253 препарата. Стандарт комиссии Кодекс Алиментариус CAC/MRL 01 предназначен для контроля пестицидов в большинстве случаев для сырья. Согласно данному документу их общее количество — 68.

В вышеуказанном консолидированном документе ЕС дополненным Директивой ЕС 2008/17/EEC — 82 препарата.

404 препарата, внесенные в перечень трех документов, отличаются на две трети, что, очевидно, можно объяснить разным составом разрешенных к использованию препаратов в Украине и за рубежом. В трех перечнях общими являются лишь 31 препарат.

Сравнение норм препаратов, вошедших в три перечня, показало, что часть норм препаратов по CAC/MRL 01 выше отечественных, часть норм по европейским требованиям ниже.

Таким образом, необходимо провести сравнительный анализ всего перечня препаратов с целью оптимизации их максимально допустимых уровней международным требованиям.

Однако импортированное сырье может содержать остаточные количества тех препаратов, какие не включены в отечественный перечень. Поэтому целесообразно расширить существующий перечень пестицидов с целью самого полного контроля их допустимых уровней в импортированном сырье.

Выводы

  1. По количеству токсичных элементов, подлежащих контролю в зерновых, отечественные требования более строгие по сравнению с международными, но уступают по нормированию свинца. Оптимизация показателей возможна путем пересмотра норм свинца.
  2. Отечественные документы, по сравнению с европейскими и международными, содержат меньшее количество микотоксинов для контроля. Максимально допустимые уровни большинства микотоксинов уступают международным требованиям. Поэтому оптимизация отечественных показателей возможна через расширение перечня микотоксинов и приведение их норм в соответствие международным требованиям.
  3. Отечественные документы, по сравнению с международными, содержат незначительное количество радионуклидов, но нормы по этим показателям безопасности в отечественных документах более строгие. Поэтому оптимизация отечественных показателей возможна путем расширения перечня радионуклидов.
  4. Перечень пестицидов по отечественным и международным документам совпадает только частично, но в некоторых случаях нормы этих показателей безопасности требуют пересмотра согласно международным требованиям. Оптимизация показателей возможна путем расширения перечня пестицидов.

Автор: Новожилова Е.В., декан факультета качества, стандартизации и сертификации продукции АПК Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, консультант Канадского-украинского-зернового проекта.

__________________
[1] Аграрный сектор Украины на пути к евроинтеграции / Бетлий М., Бородина О., Бородин С. И др.; Под. ред. О. М. Бородиной. — Ужгород: ІВА, 2006. — 496 с.
[2] Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, ратифицировано Законом Украины №237/94-ВР от 10 ноября 1994 года, действует с 01.03.1998 г.
[3] Домарецкий В.А., Златев Т.П. Экология пищевых продуктов. — К.: Урожай, 1993. — 192с.
[4] Циганенко О.И., Матасар И.Т., Торбин В.Ф. Основы общей, экологической и пищевой токсикологии. Пособие. — К.: Чорнобильинтеринформ, 1998. — 172с.
[5] МБТ № 5061-89 Медико-биологические требования и санитарные нормы качества продовольственного сырья и пищевых продуктов утвержденные Министерством охрани здоровья СССР 1.08.89 года.
[6] CODEX STAN 193-1995 «Codex General Standard for Contaminants And Toxins іn Foods», Rev 2. — 2006
[7] CODEX STAN 248 -2005 «Maximum Levels for Cadmium», Rev.1, 2003.
[8] CAC/GL 39 — 2001 «Guideline Level for Cadmium in Cereals, Pulses and Legumes», Rev.1, 2003.
[9] СODEX STAN 230 — 2001 «Lead: Maximum Levels», Rev.1, 2003.
[10] Commission Regulation (EC) No 1881/2006 of 19 December 2006 «Setting maximum levels for certain contaminants in foodstuffs. — Official Journal of the European Union».
[11] Государственный стандарт Украины «Пшеница. Технические условия. ДСТУ 3768-04». — К., 2004.
[12] Государственный стандарт Украины «Ячмень. Технические условия. ДСТУ 3769:1998». — К., 1998.
[13] Государственный стандарт Украины «Кукуруза. Технические условия ДСТУ 4525: 2006». — К., 2006.
[14] ГН 6.6.1.1-130 Допустимі рівні вмісту радіонуклідів 137Сs і 90Sr у продуктах харчування та питній воді, затверджені наказом МОЗ України від 03.05.2006 № 256.
[15] Commission Regulation (EC) № 737/90 of 22 March 1990 «On the conditions governing imports of agricultural products originating in third countries following the accident at the Chernobyl nuclear power station».
[16] COMMISSION DIRECTIVE 2008/17/EC of 19 February 2008 amending certain Annexes to Council Directives 86/362/EEC, 86/363/EEC and 90/642/EEC as regards maximum residue levels for acephate, acetamiprid, in other.